Учебные заведения - одни из самых активных потребителей услуг спутниковой связи. Несколько российских сетей спутниковой связи построены специально для работы с учебными и научными учреждениями (Федеральная университетская сеть RUNNet оператора ГУ «Вузтелекомцентр», сети VSAT ЗАО «Глобал-Телепорт», ООО «Телепорт-Сервис»). Это обусловлено рядом объективных причин:
Ниже приведены наиболее типичные примеры использования спутниковых технологий в образовании:
Доступ в ИнтернетТехнологии спутниковой связи позволяют быстро и недорого организовать качественный доступ в Интернет в любой географической точке России, независимо от того, есть ли там наземные каналы связи с достаточной пропускной способностью. В 2006-2007 годах в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование» более 10 тысяч российских сельских школ были подключены к Интернет через спутники. Наша компания внесла свой скромный вклад в реализацию ПНПО: мы установили 137 VSAT для сельских школ Иркутской области (2007), 8 VSAT для школ Сургутского района ХМАО (2006). ![]() Кроме школ это решение может быть использовано учреждениями профессионального и дополнительного образования (например, языковым центрам и их филиалам), учреждениям бизнес-образования, а также научным учреждениям, имеющим удаленные подразделения (обсерватории, метеостанции, и т.п.). Образовательное телевидениеСпутниковый образовательный телеканал позволяет организовать дистанционное обучение студентов в регионах прямо «по телевизору». Для приема не нужно дорогого и сложного оборудования - это обычная «тарелка» спутникового телевидения размером от 0,6 до 1,2 м и ресивер-декодер MPEG-2/DVB, общей стоимостью 4…6 тысяч рублей. Просматривать образовательные программы можно как индивидуально (на собственную тарелку) так и коллективно (в специально оборудованных аудиториях с проектором и большим экраном). Собственный образовательный канал есть, например, у «Современной Гуманитарной Академии». ![]() Спутниковые семинарыТехнология известна как «потоковое вещание». Она широко используется в системах дистанционного образования для трансляции лекций и семинаров. Семинар, проходящий в специально оборудованном помещении в Москве или другом крупном городе, в реальном времени транслируется в Интернет по протоколу IP, а «спутниковый Интернет» обеспечивает надежную доставку «картинки» в любую точку страны. Это очень удобно: можно транслировать картинку хорошего качества неограниченному количеству получателей, находящихся во всех регионах России, а платить за доставку сигнала одному провайдеру - «спутниковому». Таким образом, слушатели в глубинке могут виртуально присутствовать на лекциях известных экономистов, юристов, политологов. В то же время, трансляция видео в Интернет по российским законам не является деятельностью СМИ, никакие разрешительные документы для проведения такой трансляции не нужны, частоты получать не нужно. Вообще не нужен отдельный канал связи, как для «настоящего» телевидения - данные видео передаются в едином цифровом потоке вместе с другими данными «спутникового Интернета», сразу же после окончания семинара освободившаяся полоса отдается другим пользователям. ![]() Телевизионный сигнал от камеры или монтажного пульта поступает на специальный сервер - IP-стример, или сервер Интернет-вещания. Он оцифровывает «картинку» и звук, сжимает их в MPEG, упаковывает в пакеты IP и с групповым IP адресом (методом мультикастинга) отправляет в сеть. По высокоскоростному наземному каналу пакеты доставляются на телепорт провайдера «спутникового Интернета», откуда через спутник «сбрасываются» на регионы. Оборудование для приема таких трансляций представляет собой комплект для «одностороннего спутникового Интернета» («тарелка» и компьютер с картой DVB-приемника), а в качестве ПО используется любой плеер реального времени (Windows Media Player, Real Player, WinAMP, Quick Time и т.п.). «Спутниковые семинары» обычно организуют:
В регионах оборудуются специальные аудитории. Картинка, как правило, выводится на большой экран (ЖК монитор, плазменную панель), звук - на аудиосистему. Для осуществления обратной связи в зале присутствует технический оператор - сотрудник, который следит за работой оборудования, а также передает вопросы студентов лектору через Интернет (по «наземному» каналу), по электронной почте или просто по телефону. Обучаемые могут не только прослушать лекцию, но и задать лектору свои вопросы и услышать на них ответы в режиме, максимально приближенном к «онлайновому». ВидеоконференцсвязьВидеоконференции позволяют преподавателям и ученым общаться со своими коллегами из других регионов и даже из других стран, проводить научные совещания, симпозиумы, координировать работу над совместными проектами, делиться опытом, практически не покидая рабочих мест, не тратя время и деньги на командировки. Однако видеоконференции - приложение, очень критичное к качеству и надежности каналов связи. Организовать сеть постоянных наземных каналов связи со всеми филиалами сложно и дорого, а в промежутках между конференциями эти каналы будут простаивать. Спутниковая сеть VSAT позволяет быстро, легко и дешево получить каналы с нужной пропускной способностью только на время фактической связи. Сразу после окончания конференции освободившаяся полоса распределяется между другими клиентами спутникового оператора. У большинства операторов имеются специальные тарифы для видеоконференций с почасовой оплатой. ![]() Если используемая сеть VSAT совместима с DVB, можно организовать дополнительно спутниковую трансляцию конференции методом потокового вещания. Авторизованные «пассивные участники» могут принимать такую трансляцию, используя не полноценную VSAT-станцию, а оборудование для «однонаправленного спутникового интернета» стоимостью 4…6 тысяч рублей - обычную телевизионную «тарелку» и компьютер с DVB-карточкой. Прямой доступ к образовательным и научным ресурсамВ учебных и научных учреждениях часто необходим быстрый и качественный доступ к централизованным научным ресурсам: электронным библиотекам, фильмотекам, базам данных. Такие ресурсы могут храниться на серверах крупных столичных ВУЗов, например, МГУ. Обычно доступ к ним для филиалов и удаленных сотрудников организуется через Интернет. Однако, если филиалов много, и они находятся не в самых крупных городах, то пропускной способности имеющихся там каналов связи может оказаться недостаточно. Спутниковая сеть позволяет организовать прямой доступ филиалов к централизованным ресурсам, минуя сети наземных операторов. ![]() Сотрудники и студенты удаленного филиала работают с этими ресурсами так же, как если бы они находились в собственной сети филиала. Доступ может быть организован как через двунаправленный спутниковый канал (полноценную VSAT-станцию), так и через комбинированный канал (запрос по наземным каналам связи, ответ - через спутник). В последнем случае в филиалах можно использовать компактное и дешевое оборудование. Пакетные рассылки файловЭто решение также позволяет организовать доступ филиалов к централизованным ресурсам, только в «оффлайновом» режиме и очень дешево. Таким способом можно организовать доставку в филиалы постоянно обновляемой информации, например:
Можно использовать систему пакетной рассылки для экзаменационных билетов или тестов - эта технология позволяет практически мгновенно доставить их в школы или ВУЗы, за одну транзакцию, минуя традиционные каналы связи. Это позволит сохранить их в тайне от студентов и преподавателей на местах до самого последнего момента. ![]() |
|
![]() |
Саткомсервис | Спутниковая связь | Системы телевидения |
«САТКОМСЕРВИС», г. Екатеринбург, ул. Генеральская, 7 тел./факс (343)-286-71-85, телефон технической поддержки (07.00-21.00 МСК) +7 912-288-57-72 glebv@sky.ru |
|